Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ» РОО “Московский антикоррупционный комитет”

эмблема

О комитете

О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции и обеспечении экономической безопасности в сфере экономики

Демократия и качество государства

Демократия и качество государстваРазговоры о коррупции в России банальны. Есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий — борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства (о чем я говорил выше) и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства. И с этим, на наш взгляд, существуют огромные трудности.

Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И еще каким. Мало никому не покажется.

Мы предлагаем реальные, системные решения. Они позволят нам с гораздо большим эффектом провести необходимую санацию государственных институтов. Внедрить новые принципы в кадровой политике — в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной.

Предлагаю выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Включить в рассмотрение еще и такие вопросы, как место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр. Здесь полезно посмотреть на антикоррупционные практики стран Европы — они умеют отслеживать такие вещи.

Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы. Мы справились с олигархией, справимся и с коррупцией.

Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН


Справка

Об истории образования и деятельности Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате, региональной общественной организации «Московский антикоррупционный комитет» и Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» (2009 ─ 2019 гг.)

Идея о необходимости создания реально действующего общественного социального механизма в сфере противодействия коррупции, главным элементом которого была бы независимая общественная экспертная организация антикоррупционной направленности, возникла в стенах Московской торгово-промышленной палаты в начале 2009г. по инициативе институтов гражданского общества, предпринимательского сообщества и граждан Москвы. Реализация этой идеи была осуществлена решением Правления Московской ТПП за № 4-4 от 29.04.2009 г. «об образовании Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате» (далее АКК при МТПП). Паралельно решением коллектива данного комитета была образована региональная общественная организация «Московский антикоррупционный комитет» (РОО «МАКК»). С учетом подписанного соглашения о взаимодействии данные комитеты в едином составе под единым руководством начали свою деятельность как Московский антикоррупционный комитет.

С учетом значимости деятельности комитета Правительством Москвы было издано отдельное распоряжение РМ-295 от 27.08.2009 года «О поддержке деятельности Антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате», что дало возможность при поддержке Префектур расширять сферу деятельности данного комитета с последующим образованием представительств (общественных приемных) на территории округов и районов Москвы и Московской области.

Специфической чертой такого механизма явилось то, что он был рожден непосредственно институтами гражданского общества совместно с предпринимательским сообществом российской столицы при Московской ТПП и при поддержке государственных органов власти. Эти три основных блока составляют основу государства и поэтому отмечается важность этой организации.

Председателем комитета был избран Мансур Юсупов — полковник запаса, директор Департамента по противодействию коррупции и обеспечения экономической безопасности Московской ТПП, кандидат юридических наук, почетный доктор юридических наук РАЕН. При этом было принято во внимание 30-летний опыт оперативно-следственной работы М.Р. Юсупова в правоохранительных органах, высокие управленческие качества, научно-практический и творческий потенциал. Юсупов М.Р. также является автором 11-х монографий на антикоррупционную тематику и соавтором первого учебника для ВУЗов России «Противодействие коррупции в Российской Федерации».

В кратчайшие сроки была развернута деятельность Московского антикоррупционного комитета в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства России. В состав Комитета вошли профессиональные юристы, экономисты, ученые из различных вузов России, авторитетные общественные организации, предприниматели и граждане с принципиальной активной позицией. Были созданы экспертный, наблюдательный и представительские советы.

В настоящее время идет активная работа по следующим основным направлениям:

  1. работа «горячей линии» по приему обращений, заявлений и сообщений от граждан и субъектов предпринимательства, связанных с фактами коррупционных проявлений, а также принятие соответствующих мер по ним. По каждому факту эксперты МАКК дают правовую оценку конкретной ситуации и направляют документы в правоохранительные и надзорные органы для принятия конкретных мер; только за период 2014 года принято всеми 43-мя общественными приемными Комитета 4 547 обращений. Были отменены десятки необоснованно вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с последующим их возбуждением. По некоторым выявленным фактам коррупции после обращения комитета в вышестоящие инстанции недобросовестные чиновники уволены с занимаемых должностей.
  2. проведение независимой антикоррупционной правовой экспертизы проектов и нормативных актов органов власти и управления. Эксперты МАКК получили аккредитацию в Минюсте России на право проведения такой экспертизы. По многим проектам нормативно-правовых актов (как федерального, так и муниципального уровней) Экспертный совет МАКК при МТПП направляет свои предложения и замечания для рассмотрения в законодательные органы власти; за прошедший период года проведено 45 экспертиз НПА;
  3. действует Программа «Бизнес вне коррупции», в которой принимают участие более 200 организаций Москвы и области, членов МАКК;
  4. издание монографии и методических рекомендаций и учебных пособий по противодействию коррупции (более 27 тыс. экз.) для безвозмездной раздачи субъектам предпринимательства. Ежегодно проходят десятки выступлений в различных СМИ, проводятся конференции и круглые столы, а также проводятся на постоянной основе лекционные и семинарские занятия в ВУЗах Москвы.

Активная работа Комитета была поддержана Общественной палатой России, ТПП РФ, Прокуратурой Москвы, Мосгордумой и Департаментом региональной безопасности Москвы, УФАС, УМЧС, УФМС, УФНС, УФССП по г. Москве и другими контрольно-надзорными органами с подписанием соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции «04» октября 2011 г., член Общественной Палаты России, Президент ТПП РФ С.Н. Катырин в своем докладе Президенту России Дмитрию Медведеву большое внимание уделил освещению деятельности Московского антикоррупционного комитета, который за короткий срок развернул широкомасштабную работу по противодействию коррупции в Московском регионе.

«25» апреля 2011 г. МАКК выступил одним из основных организаторов Всероссийской конференции в Счетной Палате РФ по теме: «Государство и бизнес против коррупции».

Общественные приемные (представительства) Комитета образованы и действуют во всех 10 округах Москвы, в 9 районах столицы. В Московской области общественные приемные работают в 8 городах, в регионах России действуют 38 общественных приемных (представительств МАКК). Представители комитета вошли в составы общественных советов государственных организаций.

Расширение сфер деятельности Комитета происходит постоянно и по возрастающей доминанте.

За 10 лет Комитетом были рассмотрены 35 547 обращений и сообщений. Возбуждены десятки уголовных дел, отменены десятки незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Устранены многие коррупционные барьеры, в том числе, с увольнением коррупционных чиновников. При содействии комитета через правоохранительное надзорные органы, на территории ЗАО и СЗАО города Москвы были предотвращены рейдерские захваты предприятий.

По инициативе Комитета в марте 2011 г. состоялась, Первая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам независимой антикоррупционной экспертизы. Издан сборник докладов по результатам конференции.

В апреле 2013 года проведена в рамках Международного конгресса правоведов России Первая Всероссийская конференция на тему: «Межрегиональное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Практика и перспективы».

В Роскомнадзоре в декабре 2011 года был зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Московского антикоррупционного комитета», печатный орган МАКК. На данной информационной площадке выступили губернаторы, ученые, предприниматели и представители разных слоев и конфессий с различными проблемами и предложения усовершенствования антикоррупционного законодательства. В журнале также детально отражаются широкий спектр деятельности Комитета и конкретные результаты его работы. Кроме того, освещаются актуальные проблемы в сфере противодействия коррупции в целом по России, а также за рубежом.

Первый номер журнала вышел в свет в апреле 2012 г., второй номер в ноябре 2012 г, третий в 2013 году и четвертый в 2014 году. Издания рассылались по всей стране органам исполнительной власти, в общественные организации, учебные заведения. Таким образом, была создана независимая информационно-аналитическая и экспертная площадка (СМИ) при Комитете для освещения актуальных проблем реализации государственной антикоррупционной политики, а также места и роли в процессе противодействия коррупции институтов гражданского общества.

Экспертный Совет Комитета был одним из инициаторов и организаторов подготовки и реализации программы «Антикоррупционная хартия российского бизнеса», которая была поддержана Администрацией Президента России и подписана крупными коммерческими компаниями России. В настоящее время данную хартию подписали более 900 организаций России.

Однако при форсированном расширении деятельности Комитета и возрастающей востребованности в такой деятельности повсеместно в стране, Московский антикоррупционный комитет объективно имел ограниченность правовых полномочий в регионах России. Поэтому возникла необходимость расширения и трансформации официального статуса Комитета: в образовании на базе коллектива Комитета юридического лица ─ межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» (МОО «НКОК»).

«18» апреля 2012 г. на расширенном заседании Московского антикоррупционного комитета (протокол МАКК № 12 от 18.04.2012) было единогласно принято решении о создании юридического лица — Межрегиональной общественной организации содействия программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (далее МОО «НКОК»). В соответствии с требованиями ФЗ «Об общественных объединениях» были образованы два региональных отделения из числа членов МАКК при МТПП, жителей 2-х регионов: Москвы и Московской области.

«08» августа 2013 года МОО «НКОК» получил регистрацию в Минюсте. В Президиум вошли руководители 43 общественной приемной (представительств МАКК) по России. Далее с учетом единого руководства и единого коллектива Комитеты объединили свои направления деятельности соглашением о сотрудничестве и взаимодействии. По сути, в обе организации входят одни и те же структуры и эксперты, направления деятельности носят последовательный характер. Руководителем обоих организаций является М.Р. Юсупов.

Идеология организации и стратегическое направление деятельности МОО «НКОК» и Московского антикоррупционного комитета (АКК при МТПП и РОО «МАКК») ─ это не только противодействие коррупции и общественный контроль над деятельностью государственных органов, но и поддержка государственных органов и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции и содействие в обеспечении общественной безопасности в русле Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 20 ноября 2013 г. (пункт 16 Концепции).

«12» марта 2014 года в МОО «НКОК» образованы институт общественного контроля и издательство. Проведена презентация первого грифованного учебника, рекомендованного учебно-методическим объединением ВУЗов России для студентов ВУЗов юридических факультетов «Противодействие коррупции в России», подготовленного авторским коллективом комитета и соавторами Московского психолого-социального университета.

В Роскомнадзоре в 2014 году зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Национального комитета общественного контроля», второй печатный орган объединенных организаций. Издано 3 выпуска по 2 тыс.экземпляров, с рассылкой по регионам России.

В регионах Российской Федерации идет заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии между МОО «Национальный комитет общественного контроля» и главами администраций регионов с последующим образованием представительств комитета.

Со сменой руководства Московской ТПП активность Антикоррупционный комитет при Московской МТПП вызвала непонимание и не устраивала  нового президента МТПП В.М.Платонова, который 16 апреля 2019 года предложил Правлению МТПП сократить данный комитет в составе МТПП и передать его задачи по антикоррупционной деятельности Штабу по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности города Москвы. Экспертный Совет данного комитета после сокращения в составе МТПП остался в составе РОО «Московский антикоррупционный комитет». Далее антикоррупционная деятельность комитетов продолжается без участия Московской ТПП.

МОО «НКОК» и МАКК постоянно наращивают участие в различных сферах деятельности общества, показывает реальные результаты в обеспечении антикоррупционного общественного контроля, противодействии коррупции и оказывают содействие государственным органам в реализации госпрограмм.

Информация о деятельности Комитетов открыта и доступна на объединенном интернет-сайте: mosmakk.ru, на котором своевременно и подробно отражаются все направления работы МАКК  и МОО «НКОК».

В последние годы, как грибы после дождя, образуются различные комитеты и комиссии по борьбе с коррупцией, немалая часть которых формально соответствует всем критериям, а реально существует в одном лице (руководителя) без офиса, сайта, а главное, — без специалистов, имеющих возможности вести необходимую работу. Как правило, цели и задачи таких организаций — реализация частных меркантильных интересов их создателей. Подобного рода образования не только не развивают участие общественности в сфере антикоррупционной (да и любой иной) деятельности, а, наоборот, вызывают недоверие населения к структурам гражданского общества. МОО «Национальный комитет общественного контроля» проводит мониторинг подобных организаций. При этом, безусловно, следует отметить как положительный фактор, что в России создано и реально действует немало общественных организаций антикоррупционной направленности. Например, антикоррупционные общественные организации в Барнауле, Саратове, Казани, Приморском крае и т. д.

Позитивная сторона данного направления деятельности – это конструктивное участие институтов гражданского общества, делового сообщества и граждан в реализации антикоррупционного законодательства России.

Мы исходим из того, что для достижения декларируемых нами целей необходима консолидация общества. Структурам гражданского общества необходимо перейти от ставшей модной в среде так называемых «либералов» критики любых действий руководства государства к реальным шагам по поддержке и реализации антикоррупционных инициатив Президента Российской Федерации. В первую очередь общественность может быть полезна в решении вопросов, касающихся вовлечения в процесс противодействия коррупции всех слоев населения, воспитания у граждан осознания её пагубности как негативного социального явления. Рост антикоррупционного сознания в России является одним из главных факторов по оздоровлению и прогрессивному развитию общества.

В свою очередь важно, чтобы органы государственной власти и управления поддерживали реально действующие общественные организации в сфере противодействия коррупции и обеспечения общественного контроля с учетом рекомендаций Президента Российской Федерации и в рамках российского законодательства. Наши совместные усилия должны быть направлены на минимизацию уровня коррупции в стране.

Справку подготовил : Первый заместитель председателя,
Генерал – майор запаса МВД РФ Юнаш И.Б.

 

 

Мансур Равилович Юсупов. Кандидат юридических наук, профессор. Генерал-майор

Краткая информация
с 1976 по 1978 Служба в Советской Армии
с 1979 по 2007 Служил в системе МВД
1984 Окончил Московскую Высшую Школу МВД СССР 
2000 Кандидат юридических наук
2007 Присвоено звание генерал-майора
с 2007 по 2013 Директор Департамента по экономической безопасности и противодействия коррупции Московская торгово-промышленная палата
с 2009 Председатель Московского Антикоррупционного Комитета
с 2013 Председатель правления Национального комитета общественного контроля

О Мансуре Равиловиче Юсупове

Мансур Равилович Юсупов (02.07.1958 г). Кандидат юридических наук, профессор. Генерал-майор МВД. Академик Всемирной академии комплексной безопасности. Почетный доктор юридических наук РАЕН, заслуженный сотрудник МВД РФ, член союза юристов России. Профессор кафедры УПД Международного юридического института. Председатель Правления МОО “Национальный комитет общественного контроля”. Председатель Антикоррупционного Совета ТПП ЦФО РФ, член союза журналистов Москвы, независимый эксперт-правовед, член фонда ветеранов ФСБ “Смерч”, член попечительского совета Межрегионального фонда ветеранов спецслужб “Правопорядок Шит”. Член Президиума Общероссийской организации “Офицеры России”. Член общественных советов при Прокуратуре Москвы, Межрегиональной транспортной прокуратуре, Управлении ФССП России по Москве, эксперт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, а также Комиссии по безопасности Мосгордумы. Заместитель председателя АНО ВАНКБ (Всероссийская Академия Наук Комплексной Безопасности).

Мансур Равилович Юсупов родился в 1958 году в селе Большой Чирклей Ульяновской области в семье сельского труженика.

После окончания средней школы, с 1976 по 1978 г служил в Советской Армии в военной прокуратуре Таллиннского гарнизона ЭССР.

В 1979 году поступил на службу в ГУВД города Москвы. С 1980 по 1984 гг. окончил Московскую высшую школу МВД СССР и получил высшее юридическое образование. В 1984 закончил кафедру криминалистики юридического факультета Московского Государственного университета.

В 2000 году в Университете МВД города Санкт-Петербург защитил диссертацию на кандидата юридических наук.

С 1979 по 2007 год служил в системе МВД России. Прошёл путь от милиционера до начальника УВД. Выезжал в краткосрочную командировку в Чеченскую Республику для выполнения боевых заданий.

В 2007 году было присвоено звание генерал-майора в Академии комплексной безопасности.

Имеет статус адвоката с 2007 года.

С 2007 по 2013 год работал в Московской торгово-промышленной палате на должности директора по экономической безопасности и противодействия коррупции. Организатор и инициатор образования общественной организации в 2009 году при Московской ТПП — Московского антикоррупционного комитета (МАКК при МТПП) председателем которой он был избран решением Правления Московской ТПП. Комитет успешно работает при поддержке отдельного распоряжения Правительства Москвы №295 от 27.08.2009 года.

Организатор и инициатор создания Межрегиональной общественной организации содействия программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (МОО «НКОК») руководителем которой он является. Член Президиума ООО «Офицеры России

Член ОС Прокуратуры Москвы, Межрегиональной транспортной прокуратуры, УФССП РФ по Москве. Эксперт ГД РФ (комитет по безопасности и противодействия коррупции) и Мосгордумы (комиссия по безопасности).

Награжден многими государственными и ведомственными наградами, автор учебников и монографии на правовую и антикоррупционную тематику.

Профессор кафедры УП Международного юридического института.

За 37 лет на государственной службе многократно наг

 

 «Благотворительность сегодня: новые ожидания и новая этика»

 
Национальный комитет общественного контроля: «Благотворительность сегодня: новые ожидания и новая этика»

14 марта 2023 года в здании Общественной Палаты Российской Федерации прошел круглый стол, посвященный очень востребованной в наше время и важной теме – благотворительности, а также анализу положительных и отрицательных факторов, фактов, проблем в сфере благотворительной деятельности в нашей стране. Несмотря на подписание Президентом России Указа №16 от 5 января 2021 года о создании Фонда «Круг добра» для обеспечения конституционных прав граждан России с тяжелыми заболеваниями, на ниве благотворительности действуют  много других фондов и организаций, среди которых, к сожалению, не все являются законопослушными.

Цели и задачи круглого стола:

  • Обсуждение современного состояния благотворительности в России, а также возникающих при этом проблем и путей их решения;
  • Разработка предложений по совершенствованию механизмов государственной поддержки общественных организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
  • Разработка предложений по противодействию мошенничеству под видом благотворительности.

Организаторами выступили:

  1. Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности совместно с Фондом поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра».
  2. Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля».

Модераторы:

Александр Евгеньевич Ткаченко – Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности, председатель правления Фонда «Круг добра».

Юсупов Мансур Равилович – председатель межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля».

Круглый стол открыл с приветственным словом Александр Евгеньевич Ткаченко – Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности, председатель правления Фонда «Круг добра».

В работе круглого стола приняли эксперты общественных организаций, делегаты из регионов России Слуцкая Д.Л. (Томск), Полунин А.А. (Волгоград), Таран Д.М. (ФМС – Московская область), Левин А.Г. (ООО «Трудовая доблесть»), Чечеткина И.А. (фонд «Спаситель») Вердиян А.А.(фонд «Помощь пожилым людям»), Киселев В.Ю. (фонд «Выпел-Гарант»), Кирилова М.В. (АНО «Стрела»),Фролова А.А.(юридическая компания «А. Фроловой»), Мацуленко Ю.С, (фонд «Правопорядок-Щит»), Большаков В.С. (академик ВАНКБ), Куликов С.Б. (адвокат), Сокуренко И.Н. и др.

Подробнее:

https://globalmsk.ru/news/id/64156